Статья

Реорганизация за семь дней или некоторые любят побыстрее

Авторы

Колесникова Надежда Петровна

Колесникова Надежда Петровна

заместитель генерального директора по юридическим вопросам АО «Институт Корпоративных Технологий»

Брагина Юлия Михайловна

Брагина Юлия Михайловна

юрист АО «Институт Корпоративных Технологий»


В сети Интернет можно встретить множество предложений от юридических фирм, предлагающих хозяйственным обществам осуществить процедуру реорганизации за семь дней. О том, почему на самом деле это технически маловозможно в акционерных обществах, речь пойдет в настоящей статье.


Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) выделяет пять основных форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Однако возможно и сочетание различных форм реорганизации одновременно. Говоря о реорганизации акционерного общества, как правило, специалисты подразумевают его преобразование в общество с ограниченной ответственностью в качестве единственной или одной из форм реорганизации в рамках одной процедуры. Поэтому вопрос о сроках проведения реорганизации акционерного общества будет рассмотрен на примере именно процедуры преобразования, подразумевающей, прежде всего (но не только), изменение организационно-правовой формы общества.


Для того, чтобы ответить на вопрос, сколько времени требуется на реорганизацию акционерного общества, необходимо разобраться, из каких этапов состоит эта процедура.


Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Статьи 68 и 104 ГК РФ, говорят о том, что для акционерного общества таким органом является общее собрание акционеров. В статье 48 Федерального закона № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах» вопрос о реорганизации общества отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров и не может быть отнесен к компетенции иного органа управления. То есть

первым этапом преобразования акционерного общества станет обеспечение проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого включает в себя вопросы преобразования.

Каковы же минимальные сроки проведения общего собрания акционеров? Как известно, подготовку к проведению общего собрания акционеров, как правило, осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). Для этих целей он проводит собственное заседание, где утверждает форму проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование); дату, место, время проведения общего собрания акционеров или почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени (либо еще и дату окончания приема бюллетеней для голосования при заочном голосовании); дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров; повестку дня общего собрания акционеров; порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров; перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров, и порядок ее предоставления; форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями. Причем абсолютно все эти данные (в зависимости от формы проведения общего собрания) должны быть утверждены на заседании совета директоров (наблюдательного совета). Поэтому даже

если в вашем обществе всего несколько акционеров, которых вы хорошо знаете долгое время, вы все равно обязаны, помимо прочего, соблюсти процедуру определения даты составления списка лиц и даты проведения общего собрания акционеров.

В некоторых акционерных обществах, ввиду малого числа акционеров, не имеется совета директоров (наблюдательного совета). Но в этом случае уставом общества должен быть определен орган, к компетенции которого относится решение о созыве общего собрания акционеров, и все функции по созыву общего собрания акционеров, описанные выше, будут возложены на этот орган. Поэтому даже отсутствие совета директоров (наблюдательного совета) не сильно влияет на сроки преобразования в целом.


Согласно статье 52 закона «Об акционерных обществах», сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации общества, должно быть сделано не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения.


Если же на голосование на данном собрании вынесены еще и вопросы избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) либо предполагается процедура реорганизации с сочетанием форм преобразования и слияния, выделения или разделения и одновременно предполагается решить вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого путем реорганизации, такое сообщение должно быть сделано не позднее, чем за 70 дней до дня его проведения. Следовательно, заседание совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором решено созвать общее собрание акционеров, должно быть проведено как минимум за 31 (70) дней до общего собрания акционеров.

Конечно, сообщение акционерам о предстоящем собрании может быть сделано различными способами, предусмотренными уставом. У некоторых обществ устав предписывает извещать участников общества  письменно под роспись. Возможно, кто-то попытается «ускориться» и подписать у акционеров эти документы "задним" числом. Однако все равно  в соответствии с частью 2 статьи 52 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», сообщение о предстоящем общем собрании акционеров, направляемое им тем или иным способом, должно содержать данные о дате составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (с 01 июля 2016 г. это будет «дата, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров»). Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется профессиональным лицензированным регистратором общества[1]. Естественно, что выдать  такой список "задним" числом регистратор откажется, тем более что, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 51 закона «Об акционерных обществах»,  дата составления списка лиц, имеющих такое право, не может быть установлена ранее, чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом). Следовательно, и все данные уведомления акционеров и протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) должны быть достоверными, иначе возможны судебные разбирательства, влекущие не только материальные потери общества, но и отмену регистрационных действий[2].

Как видим,

акционерное общество только на организацию проведения общего собрания акционеров должно потратить не менее 31 дня.

Причем в эти сроки даже не включено время на возможное инициирование созыва внеочередного общего собрания акционеров, предполагающего голосование по вопросу реорганизации общества, которое на практике также может занять, как минимум, несколько дней.

Далее следует этап собственно проведения общего собрания акционеров и подведения его итогов. В публичных акционерных обществах функции счетной комиссии и лица, подтверждающего принятие общим собранием акционеров решения и состав участников общества, выполняет регистратор, в непубличных акционерных обществах это может быть либо регистратор, либо нотариус. К участию в голосовании допускаются лица, отраженные в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, о котором речь шла в предыдущем абзаце, либо лица, которым они выдали доверенность. Решение общего собрания акционеров о преобразовании общества должно обязательно содержать в себе условия, перечисленные в п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об акционерных обществах». Среди них, помимо прочего, порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица, указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов. Несоблюдение этих условий может повлечь длительные судебные разбирательства (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 31.10.2011 г. по делу № А40-77866/10-134-596).

Не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров составляется и подписывается протокол общего собрания акционеров. Этот документ, хотя уже и не является необходимым для регистрации реорганизованного юридического лица в территориальных органах Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее – ФНС РФ), может потребоваться у нотариуса при удостоверении подписи заявителя на соответствующем заявлении.

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.

Следует также отметить, что при имеющихся нарушениях в порядке проведения общего собрания акционеров акционерного общества Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) может успеть оштрафовать общество до завершения процедуры реорганизации.

Об уведомлении регистрирующих органов о начале процедуры реорганизации стоит поговорить отдельно. В абзаце втором п.7 ст. 58 ГК РФ в редакции в ред. Федерального закона от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ сказано, что правила ст. 60 (которой и предусмотрено такое уведомление) не применяются к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования. Однако в пункте 27 принятого недавно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» особо подчеркнуто, что «исключением из этого правила является положение пункта 1 статьи 60 ГК РФ об обязанности юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации, в том числе в форме преобразования». То есть Верховный Суд РФ придерживается того мнения, что о начале реорганизации уведомлять регистрирующий орган обязаны абсолютно все юридические лица без исключения. Вслед за ним и опираясь на данное Постановление, полуофициально ему вторит и Федеральная налоговая служба РФ, ссылаясь также на п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который до сих пор предписывает всем юридическим лицам уведомлять налоговые органы о начале процедуры реорганизации, независимо от ее планируемой формы. Отметим, что до принятия вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. у ФНС РФ была иная позиция (см., например, Письмо ФНС России от 23.09.2014 г. № СА-4-14/19374). Чем руководствовался Верховный Суд РФ, принимая такое Постановление, неизвестно. Однако не будем забывать, что на практике нижестоящие суды, рассматривая конкретный спор, по умолчанию будут руководствоваться положениями Пленумов высших судебных инстанций и, если в ходе конкретного разбирательства будет затронут вопрос уведомления налоговых органов о начале реорганизации, общество, не сделавшее такое уведомление, вряд ли сможет доказать свою правоту.

Уведомлять кредиторов о начале процедуры реорганизации в форме преобразования (если только реорганизация не проводится одновременно с сочетанием этой формы и других) общество не обязано. На этот счет нет никаких изъятий из закона в приведенном постановлении Пленума ВС РФ. 

Если решение о реорганизации не было принято на общем собрании акционеров единогласно всеми акционерами общества либо единогласно всеми, за исключением воздержавшихся,  то акционеры, не принимавшие участия  в голосовании по данному вопросу, либо голосовавшие против него, имеют право потребовать у общества выкупить принадлежащие им акции на основании п. 1 ст. 75 Федерального закона «Об акционерных обществах». Порядок такого выкупа определен статьей 76 данного закона, пункт 3 которой разрешает акционерам направить такое требование в общество в течение 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров. Строго говоря, законодательно возможность зарегистрировать изменения данных в ЕГРЮЛ и произвести  реорганизацию не поставлена  в зависимость от истечения данного срока. Но во избежание возможных споров с акционерами, которые могут в себя включать судебные требования, в том числе, и об отмене регистрационных действий в рамках реорганизации, рекомендуем обращаться в налоговую инспекцию с заявлением о регистрации соответствующих изменений по его истечению. Отметим, что подать требование о выкупе акций акционер имеет право и по почте (с 01 июля 2016 г. это будет особо оговорено в Законе об АО, однако и сейчас это не запрещено) и дата, указанная на штемпеле при отправке будет считаться датой направления требования; с этим связана необходимость выждать более 45 дней.   Отказ акционера от права направить такое требование в течение 45 дней ничтожен, так как не предусмотрен законодательно. Если же требование о выкупе акций все-таки было направлено акционером, общество в течение еще 30 дней с момента направления требования обязано произвести расчеты с акционером (п.4 ст. 76 закона «Об акционерных обществах»).

Как видно, в отдельных случаях, которые, впрочем, не назовешь малочисленными, процесс реорганизации затягивается дополнительно на срок около 2-3 месяцев в связи с возможной процедурой осуществления выкупа акций.

Далее наступает этап собственно регистрации данных изменений в территориальных органах  ФНС РФ. Согласно ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрационные действия производятся в течение пяти рабочих дней с момента подачи необходимого комплекта документов в налоговую инспекцию. Как правило, на практике юридические лица и получают свидетельства о регистрации лишь на шестой рабочий день после подачи документов в регистрирующий орган. При этом в вопросе реорганизации хозяйственных обществ также действуют правила абзаца 3 части 4 статьи 57 ГК РФ, в соответствии с которым


государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации допускается не ранее истечения срока для обжалования решения о реорганизации, то есть не ранее истечения трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом (пункт 1 статьи 60.1 ГК РФ).


Данная норма императивна и направлена на защиту прав кредиторов и акционеров реорганизуемого юридического лица, на что также указала ФНС России в своем письме от 27.08.2015 г. № ГД-3-14/3272@ "О сроках представления в регистрирующий орган документов для внесения в ЕГРЮЛ сведений в связи с завершением реорганизации".


Таким образом, из всего вышесказанного видно, что в большинстве случаев осуществить реорганизацию акционерного общества в семидневный срок законным образом в принципе невозможно.


Срок на проведение необходимых для этого процедур можно сократить до минимума лишь в том случае, если все голосующие акции реорганизуемого акционерного общества принадлежат одному акционеру, поскольку согласно п. 3 ст. 47 федерального закона «Об акционерных обществах», в данном случае правила закона, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются. О реорганизации общества акционер принимает решение, оформляя его письменно, которое впрочем, все равно должно содержать данные, указанные в п.3 ст. 20 этого же закона.

Поэтому мы рекомендуем вам проводить процедуру реорганизации акционерного общества в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью, строго действуя в рамках закона. Иначе возможны не только иски, предъявляемые участниками общества, но и штрафные санкции со стороны контролирующих органов. Последнее может произойти в тех случаях, если, например, реорганизация акционерного общества была признана несостоявшейся в соответствии со статьей 60.2 ГК РФ, и ЦБ РФ возвратил себе контрольные функции в отношении такого общества. При выявлении нарушений прав акционеров или порядка проведения общих собраний акционеров в таком случае он снова имеет право наложить штраф.

У Вас есть вопрос?

Спрашивайте, мы обязательно ответим!
Задать вопрос

[1] См. подробнее ст. 149 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", ст. 51 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

[2] В качестве примера можно привести постановление ФАС Московского округа от 20.09.2012 г. по делу № А40-134735/10-136-430, которым оставлены в силе постановления суда предыдущих инстанций об удовлетворении требований акционера, чьи права на участие и извещение об общем собрании акционеров были нарушены, и, как следствие, было признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации о регистрации. Также интересно Постановление ФАС Уральского округа от 27.05.2009 № Ф09-3299/09-С4 по делу № А76-14755/2008-5-426, в соответствии с которым исковые требования о признании недействительными решений внеочередного общего собрания акционеров общества были удовлетворены ввиду неизвещения истца о проведении общего собрания, произошедшего вследствие несоблюдения обществом законных сроков составления списка лиц, имеющих право на участие в общих собраниях акционеров.